Преображенский храм
Село Стародуб

Пятница, 29.03.2024, 18:24

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Православные святыни

О нетлении святых мощей. Часть первая.


В этом мире нет ничего постоянного. Изменяется все - от собственного нашего телесного состава до последней пылинки, от воздуха до последнего твердого тела. Всматриваясь пристальнее в разнообразную смену предметов и явлений, мы замечаем в этой смене борьбу жизни со смертью, бытия с уничтожением, - борьбу, которая обыкновенно оканчивается смертью и разрушением. Сам человек, этот венец видимой природы, с тех пор как прогремело над нашим прародителем грозное определение правды Божией: Ты земля, и в землю возвратишься (Быт. 3:19), в своем телесном - тоже оказался порабощенным общему закону тления.

Тем не менее, всматриваясь пристальнее в это царство смерти и уничтожения, можно приметить, что иногда за смертью начинается новая жизнь. Например, зерно, умирая, приносит много плода (Иоан. 12:24), от пня сгнившего дерева прорастают побеги, а сгнившее животное тело поддерживает бытие других существ.

Но как объяснить, что в этом мире, где все подвержено разрушению, тела некоторых людей, свято живших на земле, сияют нетлением целые века? Что значит, что их тела, по своему существу такие же, как и тела остальных людей, не только сами не разрушаются, но с ними нередко сохраняются нетленными и их покровы, одежды и самые гробы, в которых они были похоронены? Что, наконец, значит, что эти святые останки не только сами видимо торжествуют над физическим распадом, но еще источают благодать для всех, с верою у них молящихся? Это необыкновенное явление должно вознести нашу мысль за пределы видимой природы - к Первопричине всего существующего. Бог, по Своей воле, премудрости, всемогуществу и благости может тленное по природе претворить в нетленное, а смерть - поглотить жизнью.

В этом-то высочайшем Существе человек обретает первопричину чудесных явлений - нетления физических останков угодников Божиих. Нетление мощей, как и всякое другое чудесное явление, с внутренней своей стороны недоступно нашему ограниченному разумению. Мы можем лишь констатировать необъяснимые, чудесные факты.

Святые мощи свидетельствуют об истинности веры

Для чего же Творцу вселенной угодно даровать телам некоторых праведников нетление? Для чего Он совершает нечто как будто идущее в разрез с Им же установленными законами? - Несомненно, для духовной пользы и спасения людей - и, очевидно, не самих праведников, достигших небесного отечества, но ради нас, странствующих на земле. И, думается, нетление святых мощей имеет целью убедить всех в святости и божественности христианской религии.

Действительно, нетление тел некоторых угодников Божьих есть чудо, наблюдаемое только в Церкви Христовой. В мире языческом, иудейском, индусском или мусульманском его нет. Желающие в этом удостовериться могут познакомиться с летописями разных народов и по ним узнать, что не бывало у них случаев нетления тел подобных тем, которые наблюдаются в истинной Церкви.

Действительно, с первых веков христианства начинаются сказания о нетлении тел. С течением времени, когда христианская вера стала распространяться по разным странам, распространялись и эти сказания, которые сохранились до нас от всех последующих веков и народов, куда проникла христианская вера. На основании этих сказаний можно положительно утверждать, что не было века, в котором бы не являлось несколько нетленных мощей угодников Божиих, и нет народа истинно верующего, у которого не было бы их. Не верить этим сказаниям мы не имеем основания; ибо они идут от бесчисленного множества людей, и притом разных стран и веков, и подтверждаются действительным фактом нетления мощей: и в настоящее время мы имеем немало их от разных веков.

Что же значит, что ни в языческом, ни в мусульманском или каком-либо другом обществе, а только в христианском наблюдается чудесное нетление мощей? - Ведь чудеса должны служить признаками истинности и богооткровенности религии. Сверхъестественное откровение необходимо должно иметь и сверхъестественные признаки своего Божественного происхождения.

Так оно и есть. Бог благоволил окружить христианскую веру особыми знамениями, которые, будучи возможны только для Него одного, должны убедить человека, что он не ошибается, принимая известную религию за откровение Бога. Нетление святых мощей - это непрекращающееся чудо. В то время как однократное чудо обычно мгновенно и потому убедительно только для очевидцев, а нетление тел есть чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле, особенно чудо-творящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божия. Это обстоятельство имеет особенное значение для людей, которые, родившись в другой религии, мало способны оценить достоинства христианства. Вот почему проповедники христианства, начиная от Самого Основателя его, в доказательство божественности христианского учения указывали народу на совершаемые чудеса (Иоан. 5:36; 10:38; Лук. 7:22; Мт. 11:4-6).

Нетленные останки святых угодников Божиих служат постоянными проповедниками истинности и животворности святой веры Христовой. Чудодейственные мощи их говорят каждому: прииди и виждь, истинна ли вера, нами исповеданная, когда она так чудесно засвидетельствована Самим Богом.

Особенно промыслу Божию угодно было засвидетельствовать истинность православной веры обилием святых мощей и в пределах Русской Церкви. Из русских святых у нас есть мощи, и притом нетленные и чудотворные, святителей киевских, новгородских, московских, ростовских; преподобных (особенно в Киеве); мучеников (св. Димитрия царевича); столпников (Никиты Переяславского); затворников (много в Киеве); Христа ради юродивых (Исидора Ростовского) и др. Чудодействуют многие мощи и более новых святых, как то: св. Митрофана, первого епископа Воронежского, скончавшегося в 1704 г.; св. Димитрия, митрополита Ростовского, почившего в 1709 г.; св. Иннокентия, епископа Иркутского, скончавшегося в 1731 г., и св. Тихона, епископа Воронежского, скончавшегося в 1783 г., мощи которого открыты в 1861 году и т.д.

Нетление тел - залог нашего воскресения

Тела святых угодников, пребывающих в нетлении, уверяют нас в истине христианского учения о воскресении мертвых. Эта истина теснейшим образом соединяется с учением о воскресении Иисуса Христа и в нем имеет самое твердое для себя основание (1 Кор. 15:13). После того, как Иисус Христос, Владыка жизни и смерти, Своею смертью сокрушил державу смерти и Своим воскресением воскресил нас с Собою, или, по выражению апостола Павла, сделался начатком воскресения умерших (1 Кор. 15:20), - после того истина воскресения мертвых не должна подлежать ни малейшему сомнению.

Образы этого будущего воскресения тел верующий видит в многочисленных явлениях видимой природы; видит, например, в бабочке, восстающей из своего паутинного гроба, отпускающей крылья и делающейся летающим насекомым, и в зеленеющем поле, расцветшем после холодной и мертвой зимы, покрывающей землю снегом, как бы белым саваном, и в восходящем утреннем солнце, являющемся как бы с новым блестящим светом по прошествии темной ночи. Но пытливому уму представляется неправдоподобным, что бренное тело, состоящее из разлагающихся клеток, может опять воссоединиться с его душою и стать нетленным на всю вечность. При виде нетленных мощей святых угодников Божиих, он найдет разрешение своего недоумения. Он узнает, что если Господь тело святого сохраняет неповрежденным целые века, то Он может и истлевшее тело опять восстановить к жизни. Для всемогущества Божия то и другое одинаково легко. Нетленные тела святых теперь еще не преображены, как это произойдет в день всеобщего воскресения, однако сохраняются в нетлении целые века. Тем удобнее продолжать им неизменно свое существование тогда, когда силой всемогущего Творца они будут преображены из душевных в духовные (1 Кор. 15:44).

Самое нетление, продолжающееся в телах святых многие века и, конечно, к чему бы могло послужить для самых праведников, если бы не долженствовало тогда завершиться их воскресением? Ужели эти мощи, нетленные до последнего дня, должны будут истлеть или уничтожиться в тот самый день, в который, по слову Божию, вся тварь будет освобождена от рабства тлению? Нет, напротив, должно сказать, что это нетление некоторых тел служит для нас видимым залогом будущего воскресения всех. Подобное этой истине мы усматриваем в окружающей нас природе: мы видим, что хотя бури и жестокие зимние морозы прекращают жизнь большей части растений, однако некоторые из них, сохраняя жизнь и под хладным снегом, служат залогом обновления и прочих растений с наступлением весны. По временам Господь видимо являл людям Свою волю о нетленно почивающих праведниках, пробуждая их от смертного сна и самым восстанием их свидетельствуя о истине будущего всеобщего воскресения.

Так, например, во время волнений, происшедших в V веке в Христовой Церкви от суемудрия еретиков, отвергавших воскресение мертвых, Господь воздвиг кости от двухвекового смертного сна нетленно почивавших в Ефесе святых семи отроков (Пам. их 4 авг . и 22 окт.; уснули при императоре Декии около 250 г., пробудились в первой половине V века), которые по словам Церкви "умерше кроме тления пребыша и все погребше лютых неверие, восташа яко от сна, во уверение воскресения всех человеков."

Подобное чудо Господь явил и во святой обители Киево-Печерской, в самый праздник Светлого Христова Воскресения в (1453 г.), когда на приветствие инока Дионисия: Христос воскресе! - собор Печерских святых, целые века нетленно почивающих, отозвался, как гром, радостным восклицанием: Воистину воскресе!

Итак, христианин, какие бы мысли ни смущали тебя относительно общего воскресения мертвых, ищи успокоения и разрешения своих недоумении у рак нетленно почивших праведников; с верою и упованием лобызай их, как видимые залоги будущего освобождения твоего и всей твари из рабства смерти и тления. Подай перст твой сюда, осязай эти бренные тела, благодатью и промыслом Божиим соблюдаемые в нетлении, и не будь невереующим, но верующим (Иоан. 20:27).

Чудеса - побуждение к праведности

Наконец, Господь Бог не дает видеть преподобным своим тления (Пс. 15:10) для возбуждения и укрепления в нас духа благочестия. Кто не испытывал, что даже маловажные предметы, оставшиеся после дорогих для нас лиц, при случайном взгляде на них, часто способны вызвать в нашей душе длинную нить воспоминаний о самых лицах, пробудить чувства, напомнить добрые наставления и последнее завещание умерших живым? Такие состояния, думаем, известны по опыту каждому. И, разумеется, чем выше самое лицо, оставившее нам что-либо на память, чем благотворнее была его жизнь и деятельность, тем и предметы, ему принадлежавшие, становятся для нас дороже и поучительнее.

Святые - это друзья Божий (Иоан. 15:14-15), это земные Ангелы, стремившиеся в своей жизни так или иначе, в той или другой форме воплотить идеал христианской совершеннейшей жизни, начертанной Евангелием. Мощи святых - это храмы Святого Духа, почивающего в праведниках (1 Кор. 3:16; 6:19). Что же может чувствовать христианин при виде нетленных мощей святых угодников Божиих? - Естественно, что мы проникаемся чувством благоговения к священным останкам праведников и невольно вспоминаем их жизнь, наставления и чудеса. Минувшие века, в которых они подвизались, живой картиной проходят перед нашим сознанием. Мы сравниваем свою жизнь с их, и с грустью замечаем, какая великая разница между ними и нами: где эта твердая, непоколебимая вера в Бога, где та мощь духа, где великие подвиги, какими просияли святые угодники Божии? Чувствуем, что у нас их нет, что мы слабы и жалки в сравнении с ними, и невольная молитва о даровании нам этой веры, этой силы духа, этой жизни, -исторгается из нашей души. Мы молитвенно обращаемся ко всем святым, как к нашим покровителям, заступникам и молитвенникам перед Богом. Эти небожители неустанно ходатайствуют за нас перед Богом, как это видел божественный тайнозритель Иоанн Богослов (Апок. 5:8).

Эта вера в покровительство святых с особенной силой утверждается при виде святых мощей. Имея перед глазами их чудодейственные останки, мы представляем себе, что они как бы делят с нами наше земное странствование. Возникает убеждение, что они гораздо удобнее могут видеть наши нужды, могут скорее слышать наши воздыхания и мольбы, и потому решительно помогать нам. При виде святых мощей мы сильнее поражаемся и присутствием Божиим близ нас, вследствие чего наша вера делается живее, молитва пламеннее, настроение к подвигам - сильнее.

Бог, не отвергший веры Фомы, основанной на видении воскресшего Господа, конечно, готов принять и нашу веру, возбужденную видением нетленных святых, и по ней исполнить всякую нашу молитву, лишь бы она не была противна Его святости и нашему истинному благу. Потому-то угодники Божии, хотя всегда и везде могут совершать и совершают силой Божией чудеса, где только призывает их вера, особенно изливают благодать чудотворения там, где почивают своими мощами.

Вот почему святые мощи во все времена христианства влекли к себе сердца верующих и представлялись им сильнейшим средством возносить души к горнему, и многие из христианских подвижников, стоя уже на высокой степени нравственного совершенства, текли к святым мощам, чтобы укрепить себя здесь в ревности к достижению еще больших успехов в духовном совершенстве, отрясти последний прах мирской суеты.

Рассмотрение недоумений

Истина нетления святых мощей и чудотворной их силы, не всеми, к сожалению, принимается. Не только сектанты, но и среди православных есть люди, из уст которых иногда слышатся критические суждения по поводу святых мощей. Не имея в виду разбирать всевозможные возражения, мы рассмотрим лишь те, которые более других заслуживают внимания.

Некоторые говорят: "Мощи святых не подвергаются тлению потому, что святые иссушали свою плоть строгим постом и воздержанием, и что по смерти тела их, состоящие из кожи и костей, не имеют в себе влажности, в которой собственно и заключается причина тления. Потому тела святых могли удобно и на долгое время сохраниться целыми и невредимыми."

Скажем на это: Правда, что святые вообще изнуряли свое тело строгим постом. Правда и то, что тела, изнуренные строгим воздержанием, дольше могут сохраниться от тления, чем тела тучные, в силу простой и известной истины: что суше и тощее, то тверже и крепче. Но может ли высохнуть тело человека от поста и от подвигов при жизни его? Может ли живое тело жить без крови, а следовательно без влаги? Сколько бы ни изнурял человек свое тело постом, все-таки влаги остается в нем настолько, насколько это нужно для питания, для дыхания, для испарины и прочих телесных отправлений; кровь для этого постоянно должна быть в жидком состоянии и притом в таком жидком, чтобы могла проникать во все мельчайшие, неуловимые для глаза кровеносные сосуды.

Но этих жидкостей, достаточных для поддержания телесной жизни, вполне будет достаточно и для разложения умершего тела. Нередко мы видим, что болезнь иссушает тело человека настолько, что он представляется как бы скелетом; однако по смерти тело его обращается в персть и прах. Но допустим даже невозможное, - допустим, что от постничества и воздержания тело человека лишается влаги; все-таки оно, по разлучении с душою, не может оставаться само по себе целым и неизменным целые века при разных переменах в его положении. Много есть разных органических тел из царства животного и растительного, иссушенных или самой природой, или искусством человеческим; много есть сухих неорганических тел, и ни одно из них не освобождается от влияния всеразрушающего времени. Проходят годы и десятки лет, и все они неизбежно подвергаются повреждению, истребляются временем. Время изъедает даже бронзу и мрамор, которыми люди хотят увековечить память почившего человека.

Египетские мумии, или набальзамированные тела умерших египтян, существуют целые века и даже тысячелетия невредимыми, но почему? Потому что из этих тел извлекалось все влажное, и они наполнялись и намащались разными крепительными, клейкими и вяжущими веществами и наглухо закладывались в пирамиды и в другие места, где внешний воздух мог менее на них действовать.

Но как скоро эти мумии были вынимаемы из своих вековых каменных затворов и гробниц на внешний воздух и были открываемы, они нередко изменяли свой вид, некоторые тотчас рассыпались и разрушались. Сохранившиеся же в целости носят на себе печать остановленной на время тленности. Подтвердим свои слова следующим фактом. В 1881 году в Фивах было открыто довольно большое количество царских и других мумий, которые были благополучно доставлены в знаменитый Булакский музей (в Каире). Мумии с любопытством рассматривались иностранцами и туземцами и казались сухими и твердыми, как дерево. По расследовании оказалось, что найденные мумии были царя Тотмеса III, Рамзеса II, царицы Аамес, супруги царя Амазиса, первого государя 18 династии и других. Вскоре возник вопрос, не следует ли вскрыть в интересах науки более важные мумии; но вопрос решен был в утвердительном смысле только в первой половине 1886 года. Вскрытие происходило (1 июня 1886 г). в Булакском музее, в присутствии многих ученых и знатных особ, и что же оказалось?

Некоторые мумии, по вскрытии их, тотчас же начали рассыпаться и обращаться в прах. Мумия Тотмеса III при вскрытии покрылась плесенью, которую только с большим трудом удалось снять. Мумия Рамзеса II (умер в 1328 г. до Рожд. Хр.). при вскрытии сохранила свой первоначальный вид, черты лица великого завоевателя можно было различить довольно ясно. Эта мумия тщательно была набальзамирована и завернута несколько раз в полотно и повязки; по всему видно, что в свое время немало приложено было старания и искусства, чтобы сохранить тело царя целым на долгое время; но в то же время в этой мумии видны ясные следы тленности, так что самым видом своим она напоминает о бренности тела человеческого (Изображение этой мумии прямо и в профиль см. в "Ниве" № 28, 1886 года, стр. 712). Не то представляют нам мощи святых: по большей части они являют собою образ более уснувшего, нежели умершего человека, и не обнаруживают тления, несмотря на то, что находятся под открытым воздухом, терпят частое прикосновение от уст благоговейных поклонников и иногда переносятся с места на место.

Предположение, что сухость тел есть существенная причина нетления их, несогласно и с историческими сказаниями. Нам известно, что многие святые, сияющие ныне нетлением своих мощей, жили среди мира. Угождая Богу верою и добрыми делами, ходя во всех заповедях Господних беспорочно (Лук. 1:6), они, однако, поставленные в близкие и тесные отношения к миру, разделяли трапезу с мирскими людьми; не утучняя свою плоть, они и не изнуряли ее строгим постом, имея надобность по своему общественному положению и службе быть крепкими и бодрыми не только духом, но и телом. Таковы некоторые благочестивые наши князья, которые, по свидетельству летописных сказаний, обладали цветущим здравием и красотою тела. Нам известно и то, что некоторые из святых скончались не своею естественною смертью, но от насилия и внезапно; некоторых меч гонителей пожал на заре их жизни, во всей девственной красоте нежного возраста, а между тем тела их, преданные в свое время земле, остались в ней через многое время непричастными тлению.

Нам кажется, что если причины тления скрываются в самой жизни человека, то они должны заключаться не столько во внешнем образе жизни, сколько во внутреннем: в мыслях, чувствах, в духе. Иной более мыслит о тлении, а другой о нетлении - о небе; отсюда и тело у иного более склонно к тлению, а у другого - к нетлению.

Таким образом надобно допустить, что по свойству духовного настроения образуется свойство тела: сильные мысли и чувства могут произвести большой переворот в теле. Человеческий дух, постоянно парящий к Богу, так сказать, преображает все существо человека, самое тело утончает и одухотворяет. Пламенные молитвы преп. Марии Египетской до того преобразили ее тело, что оно почти потеряло плотскую грубость и дебелость: святая ходила по водам реки Иордана как по суше, во время молитвы возносилась на воздух. По опыту известно, что лишь прикосновение одной вещи к другой может претворить эту последнюю: тем более подобное может быть в мире духовном, ибо мысль сильнее вещи. Но лучше, конечно, искать причины нетления не во внешнем образе жизни человека и даже не во внутреннем, но в высших планах Промысла Божия.

В известной мере справедливо наблюдение, что иногда нетление тел зависит от грунта, в который они погребены. Но и это предположение часто не имеет никакого отношения к нетлению тел именно святых угодников Божиих. В самом деле, как будто для погребения святых людей выбирают особую землю, особого свойства почву, а не хоронят их наравне с грешниками. Или как будто у человека святого не такое же человеческое тело, из земли созданное и в землю отходящее! Если в Киевских пещерах, где нетленно почивают угодники Божий, грунт таков, что в нем человеческое тело не тлеет, то почему же во время нашествия татар тысячи жителей Киева, скрывшиеся в этих пещерах и заваленные злодеями, все истлели? Почему и прежде и теперь хоронили и хоронят покойников в той же самой киевской горе и в том же грунте и климате - и они истлевают, рассыпаются? В наше время, кажется, и физика, и химия, и медицина, и минералогия, и все естественные науки достигли такой степени совершенства (по крайней мере, как говорят ученые), что подробно разложили свойства и действия одушевленных и неодушевленных вещей; следовательно, вместо догадок и вымыслов наши ученые могли бы прямо и положительно указать и доказать, в каком месте, в каком климате или под влиянием каких предохранительных физических сил тело не может предаться тлению. Отчего же до сих пор никто из ученых не скажет об этом положительного слова? Хотя бы самого себя кто-нибудь избавил от гнили, червей и смрада.

Скажут, что со временем секрет этот откроется. Хотя и не любят ученые люди сознаваться в своем неведении, но на этот случай могут признать в земле какое-нибудь еще для них неведомое животворное свойство. Но положим, что действительно откроется такое свойство в каком-нибудь грунте; при этом все-таки останется неразрешенным вопрос: почему свойство не одинаково действует на праведника и на грешника, тела которых одинаково перстны? И если это свойство принадлежит только известному какому-нибудь особенному грунту, то почему же святые мощи остаются нетленными и во всех других местах и климатах при перенесении их с одного места на другое? Нашим ученым известно, что бывают случаи, когда в силу естественных законов в животных телах задерживается тление. Для разложения тел необходимы: доступ атмосферного воздуха, влага и известная степень теплоты. Если недостает одного из этих трех условий, то разложение идет весьма медленно.

Есть случаи, когда тело человека может оставаться нетленным по естественным причинам. Но нетление тел святых угодников Божиих не может быть объяснено ни одной из этих естественных причин. Тела угодников Божиих мы видим в атмосферном воздухе, и притом более или менее влажном и в разных градусах тепла. Нетленные тела их находили в почве всякого рода и в разных местах, благоприятствующих тлению; их находили даже в реках и море. Укажем на некоторые примеры.


Источник: http://vera.mipt.ru/church/svyat/moshi.html
Категория: Православные святыни | Добавил: angel62 (09.06.2012) | Автор: Наталья
Просмотров: 941 | Теги: Московская область, Православие, Воскресная школа, церковные праздники, православные праздники, Патриарх Кирилл | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Полезное







Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0