Преображенский храм
Село Стародуб

Пятница, 29.03.2024, 13:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Православная кухня

Православное целебное питание в будни, посты и праздники.
Что это за питание? Если говорить кратко, то это: «Физиологически и духовно правильное и сбалансированное питание, в котором каждое блюдо соответствует определенному времени года и подобающим цикличным изменениям физиологии человека в разное время года. Питание с учетом постов, праздников, традиций и предписаний Церковного годового круга питания. Питание, способствующее внутреннему физиологическому (исцелению болезней) и духовному очищению, оздоровлению и совершенствованию (духовное преображение всей жизни человека) человека».

«И к тебе слово, чадо мое, поваре, — каждодневно борющийся в огне, колющий дрова, варящий яства, воду носящий, очищающий и омывающий овощи, коптящий лице свое, загрязняющий одежды, потеющий и жарящийся, усиливаясь всячески успеть предложить братии потребные яства, — ты со святыми честь иметь будешь и лоно Авраамово тепле упокоит тебя», — так высоко оценивал святой Феодор Студит труд повара («Добротолюбие», «Подвижнические монахам наставления»).

Каждая православная жена знает, как много для сохранения мира, спокойствия и любви в семье значит хорошо приготовленный и вовремя поданный обед. Несомненно, что разумное питание играет большую роль в жизни человека.

Согласно Библии, первоначально для питания человека предназначалась лишь растительная пища. «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу» (Быт. 1, 29).

Впрочем, даже в райском саду первым людям было дано повеление не есть плодов определенных деревьев, а нарушение этой заповеди, как гласит Библия, привело к изгнанию людей из рая. В дальнейшей библейской истории после Всемирного потопа Ною и его потомкам Бог разрешил питаться и продуктами животного происхождения. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные (и весь скот земной) и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9, 2-3). Но при этом воспрещалось, есть живую тварь, кровь и, соответственно, мясо с нестекшей кровью (в частности, «удавленину»): «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9, 4).

В отличие от этих простых указаний Моисеево законодательство (Закон, данный Богом избранному еврейскому народу через пророка Моисея на горе Синай) предписывало огромное множество всевозможных пищевых ограничений, например: «не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23, 19). В праздник опресноков не разрешалось есть хлеб, приготовленный на дрожжах и закваске (квасное) (Исх. 12, 20). Все животные разделялись на чистых и нечистых, употреблять в пищу можно было только мясо первых (Лев. 11).

Эти ограничения выражали общую идею о том, что человек, избранный к служению Единому Святому Богу, должен быть сам свят и чист во всех отношениях, и ему должна соответствовать лишь «чистая» пища. Несомненно, что данные указания имели и гигиеническое значение, например, запрещение употреблять мясо растерзанного диким зверем животного или пользоваться оскверненной мышами и насекомыми посудой. С течением времени эти запреты обрастали «преданиями старцев», мелочными подробностями, порой несущественными, но возводимыми в ранг непререкаемых.

К I веку в Иудее сформировалась религиозная партия фарисеев, которая главную цель человека видела в неукоснительном соблюдении бесчислен­ных предписаний. Психология фарисейства хорошо передана в евангельской притче, где фарисей, молясь Богу, радовался, что он не таков, как другие люди, — исполняет Закон, постится два раза в неделю и жертвует на храм десятую часть дохода.

На страницах Евангелия часто встречаются фарисеи, осуждавшие Христа за то, что Его ученики не умывают руки перед едой, не постятся, едят вместе с нечистыми грешниками.

Христос обличил лицемерно постящихся фарисеев, заботящихся о внешней чистоте и совершенно не вспоминающих при этом о внутренней: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей сле­пой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23,25-28). В противовес фарисеям Христос провозгласил, что главная чистота — внутренняя. «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его… Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища... Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, злоба, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 15-23).

Одной из составляющих нравственной чистоты, по учению Христа, является правильное отношение к еде. Заботы о хлебе насущном не должны заслонять духовных исканий, становиться целью жизни; «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить?... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31-33). Удовлетворение естественной человеческой потребности в еде не должно превращаться в служение своему чреву, пища не должна порабощать человека, делаться его кумиром, порождать страсть. «Смотрите собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21, 34). Таким образом, с внешнего, чисто формального выполнения Закона акцент был перенесен на внутреннее воздержание, духовное трезвение.

После вознесения Христа Евангельское учение стали проповедывать апостолы. Но поначалу они осторожно относились к не иудеям, ведь, с точки зрения Моисеева Закона, последние оставались нечистыми.

В книге Деяний Апостолов рассказывается, как однажды, когда апостол Петр хотел есть, ему было явлено чудесное видение. С неба спускался сосуд, наполненный пресмыкающимися, четвероногими, зверями и птицами, то есть теми животными, которые Законом определялись как нечистые. И был глас к апостолу: «Встань, Петр, заколи и ешь». Когда Петр ответил: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого», — он услышал: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым». Так, в видении Петру открылось, что запреты Закона не являются безусловными, они должны быть подчинены благодати любви. С того времени апостол Петр начал крестить и бывших язычников, вступать в общение, в частности есть с ними, что являлось прямым нарушением законной чистоты, и за что он подвергся критике со стороны блюстителей Закона.

Перед апостолами возникла проблема — нужно ли требовать от крещеных язычников соблюдения иудейских предписаний. Для рассмотрения этого вопроса в Иерусалиме собрался первый Апостольский собор, на котором было решено «не затруднять обращающихся к Богу из язычников» исполнением Закона. Вместо этого апостолы постановили требовать выполнения минимальных повелений, данных Богом для всех людей через Ноя, то есть удерживаться от удавленины, крови, идоложертвенного. Такая внешняя свобода сочеталась с требованием высокой внутренней нравственности — «не делать другим то, чего не хотят себе» (Деян. 15). Заметим, что указания Апостольского собора никем не были отменены и сохраняют для христиан силу до наших дней. Поэтому христиане не могут вкушать никакого блюда из крови, например, кровяную колбасу.

Об отношении к Закону много писал в своих посланиях великий «апостол языков» Павел. Ему принадлежит четкая формулировка христианского отношения к всевозможным пищевым ограничениям: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). Вместе с этим апостол призывал: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству... попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13,13-14).

Образцом мудрого отношения к еде является первохристианская община, где все «принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 46). И именно здесь ежедневная трапеза поднялась до высот нравственных деяний. На ней все были равны: и неимущие, и имеющие достаток. Она поддер­живала бедных, служила зримым выражением братского согласия.

С течением времени в христианский обиход вошли блюда, имеющие символическое значение. У первых христиан это была рыба, символизирующая Иисуса Христа. Впоследствии в традиции закрепились пасхальные куличи, пасхи, крашеные яйца, поминальная кутья и т. п.

К IV веку, когда христианство стало государственной религией, христианское общество утратило высокий уровень нравственности, присущий первым общинам. Немногие подвижники старались удалиться от мира, презирая все его блага, чтобы сохранить душевную чистоту.

Из совместных поселений монахов возникли монастыри. Жизнь в первых монастырях была очень тяжелой. Пища допускалась самая простая: хлеб, вода, кушанья из зелени и бобов («вариво с зелием» и «сочиво», по терминологии славянских уставов), иногда сыр. Приправу составляли соль и оливковое («деревянное») масло. Ели раз в день. Только в субботу и воскресенье полагалась еще вторая — вечерняя трапеза. Никто не имел ничего своего, но все было общим достоянием.

Монахи проводили время в молитвах и труде. Но, несмотря на это, стремление к монашеской жизни было столь велико, что число монахов в первых монастырях достигало пятидесяти тысяч. Объясняется это тем, что в монастыре человек переставал быть игрушкой в руках временщиков, холопом князей века сего. Из бесправного раба он становился братом, слугою Единого Справедливого Царя, творящим Его святую волю.

Когда некий князь, исцеленный святым преподобным Иларионом Великим (одним из первых монахов), в благодарность принес десять фунтов золота, то святой показал свой ячменный хлеб со словами: «Питающиеся таким хлебом считают золото за болотную тину», — и не принял награды.

Монастыри IV-V веков приняли преемство нравственной высоты, братской любви, христианского единства, царивших в первохристианских общинах. В общежительных монастырях еда была общей для всех. В обычае было весь хлеб, остававшийся на братском столе после трапезы, не убирать в запас, а раздавать голодным, просящим подаяние. Многие монастыри устраивали ежедневные бесплатные обеды для нуждающихся.

В лихую годину монголо-татарского ига русские монастыри в неурожайные годы становились последней надеждой для притекающего к ним голодного и обездоленного люда. В один из таких годов Кирилло-Белозерский монастырь кормил 600 человек, а Боровский Пафнутьев монастырь —1000 человек ежедневно.

В монастырях сложилась особая культура питания, соответствующая аскетическому идеалу. Основой ее была идея подчинения плоти духу, идея духовного преображения всей жизни человека. Полностью исключалось употребление мяса. Во время трапезы запрещались праздные разговоры, читались душеполезные поучения. И даже помещением для нее зачастую служила сама церковь. Тем самым трапеза как бы становилась частью богослужения и из чисто физиологического процесса принятия пищи поднималась до проникнутого светом преображения чина ее вкушения.

В течение столетий монастыри были создателями и хранителями секретов приготовления пищи. Уединение от мира в тиши лесов и на берегах озер способствовало использованию в пищу богатых даров природы — рыбы, грибов, ягод, орехов, меда. Неутомимые земледельцы подвижническим трудом на монастырских огородах и в садах выращивали разнообразные и очень редкие и ценные овощи, зелень, фрукты и ягоды. Они обогатили наш стол многими пряными и овощными растениями. Через монастыри к нам пришли такие приправы, как иссоп, любисток и др., а также множество целебных рецептов зеленого стола.

Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб Бородинский, рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.

Вглядываясь в историю, нетрудно заметить, что при всех различиях эпох неизменной в христианстве остается главная идея — идея трезвого, нравственного отношения к еде, умеренности в удовлетворении потребностей. Существующая сейчас православная традиция является проверенной на опыте поколений реализацией этой идеи.

С давних времен на Руси сложилась своеобразная культура питания, отвечающая ее географическим и национальным особенностям. Она отражена в таком замечательном письменном памятнике XVI века, как «Домострой», составленном монахом Сильвестром. Строгая регламентация русского стола и секреты приготовления блюд, соответствующих православному календарю, передавались из поколения в поколение.

Общие советы и практические рекомендации.

1. Желательно над всеми продуктами, которые будут использоваться для приготовления пищи, прочитать молитву «Отче наш» и затем окропить их святой водой. С какого праздника будет для этого использоваться святая вода, принципиального значения не имеет. Это делается для того, чтобы Бо­жьей Благодатью с помощью молитвы и святой воды очистить продукты, принесенные из магазина или с рынка, от «биологических и духовных микробов*».

*Биологические микробы — под ними подразумеваются различные яды, токсины и прочие вредные вещества, которые могут содержаться в продуктах.

**Духовные микробы — содержатся в продуктах, проданных с завистью к вашему благосостоянию, с недобрыми мыслями, или же заговоренные продукты.

Вы можете спросить, как продукты могут навредить человеку? Оказывается, это возможно. Падшие духи (бесы) могут наделять своих служителей (например, колдунов) особым видом демонической энергии, которая позволяет им неутомимо работать на ниве умножения зла и греха. Продукты, как и люди, обладают памятью; этим свойством и пользуются колдуны, заряжая предметы особым видом энергии, которой их наделили бесы. И если заряженные таким образом продукты находятся у людей дома или же человек съел (рыба, вино и др.) один из этих продуктов, то он (продукт) будет долгое время носителем той программы действия бесов, которая заложена в него колдуном.

Исполнители программы, бесы, есть на все случаи жизни (одни вызывают тягу к вину, другие — какую-либо болезнь, третьи — желание блуда и т.д.); они могут наносить людям, не защищенным Божьей благодатью, сильный вред — как физический, так и духовный.

Молитва «Отче наш».

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.



2. После окропления продуктов святой водой нужно перед приготовлением пищи прочитать молитву перед началом всякого дела. Если вы спешите, скажите: «Господи, благослови».

Молитва перед началом всякого дела.

Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже: Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми грешному сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.



3. Приготовив еду, прежде чем к ней притронуться, нужно прочитать молитву перед вкушением пищи, поблагодарив Господа за пищу, которую он вам дал.

Молитва перед вкушением пищи.

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзавши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

Вместо этой молитвы можно читать «Отче наш».



4. После еды нужно обязательно прочитать благодарственную молитву ко Господу за то, что он дал вам пищу и здоровье. Искренняя благодарность очень важна (ибо тот, кто постоянно благодарит Господа за его милости, всегда счастлив и благополучен в жизни).

Молитва после вкушения пищи.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко просреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.



5. Во время еды тщательно пережевывайте пищу. Если вы едите продукты, содержащие крахмал, то слюна легко расщепляет его. А в том случае, когда пища пережевывается недостаточно тщательно, расщепление крахмала вынуждена брать на себя поджелудочная железа, что отрицательно ска­зывается на работе организма.



6. За полчаса до еды, включающей мясное блюдо, желательно выпить стакан свежего овощного сока для того, чтобы желудочный сок выделился в том количестве, которое нужно для переваривания белков, содержащихся в мясе.



7. Съедать за обед нужно столько еды, чтобы, встав из-за стола, у вас оставалось чувство голода. Об этом замечательно говорил святой Серафим Саровский: «Только досыта ничего не вкушай: оставляй место Святому Духу».



8. Согласно Библии, вся растительная пища для питания человека получила Божье Благословение, а, следовательно, уже сама по себе целебна.



9. Обедать всегда нужно в хорошем настроении. Ибо пища, съеденная при плохом настроении, очень плохо переваривается. Обычно в семьях, где часто ссорятся за столом, многие люди больны заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Это происходит из-за того, что ссоры отрицательно влияют на пищеварение — посильнее токсинов и некоторых лекарственных препаратов. Поэтому, если вы в состоянии психической неуравновешенности, лучше не садитесь кушать и не портите настроение другим.

Ведь не зря с глубокой старины и по наши дни в православных монастырях во время трапезы (еды) читаются жития святых, которые умиротворяют душу и создают хорошее настроение.
Категория: Православная кухня | Добавил: angel62 (27.09.2012) | Автор: Наталья
Просмотров: 7699 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Полезное







Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0