Преображенский храм
Село Стародуб

Понедельник, 10.12.2018, 08:58

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Православные святыни

Нетленные мощи (часть 2)


Тело св. князя Глеба (мученическая кончина его последовала в 1015 г.) лежало на берегу Днепра (близ Смоленска) на открытом воздухе, без всякой защиты около пяти лет и оказалось совершенно целым, нимало не повредившимся от воздушных перемен и от близости воды, было бело и цвело, как живое. Мощи святого страстотерпца перенесены были Ярославом в Вышгород и положены вместе с телом св. Бориса в церкви св. Василия. Вскоре в честь святых братьев-мучеников сооружен был в Вышгороде храм, в который торжественно, при бесчисленном множестве народа, перенесены были мощи святых братьев. По подлинным словам древней рукописи, "по открытии рак мощей в новом храме, телеса обоих братьев были белы, как снег, и ангельские их лица сияли небесным светом; место все исполнилось благовония, как бы от обилия фимиама." Киевский митрополит Георгий (грек), участвовавший в перенесении святых мощей и дотоле не совсем веривший святости и благочестию русских князей, и в частности князей Бориса и Глеба, объятый ужасом, всенародно исповедал свое заблуждение и с глубоким раскаянием молился мученикам о прощении.

Митрополит не устыдился признаться перед всем народом в своем грехе, коль скоро осязательно и твердо убедился в нетлении святых мощей Бориса и Глеба. Взяв руку св. Глеба и облобызав ее, митрополит прилагал ее к своим очам и сердцу и благословлял ею князей по очереди. Это событие, так торжественно и всенародно совершившееся, всем в то время известное и в свое время подробно описанное, нельзя, конечно, назвать обманом или басней. Митрополит Киевский Макарий на дороге из Вильны в Киев был настигнут татарами, мученически убит ими и брошен в поле (в 1487 г.). Мощи его привезены были в Киев и доныне нетленно почивают там в Софийском соборе. Тело преп. Антония Римлянина (преставился в 1147 г.) лежало 450 лет в каменном гробе, под полом, поверх земли; его нашли на камне нетленным, и самый покров на нем остался в целости. Великий князь Михаил Тверской был погребен в Москве (мученическая кончина его последовала в 1318 г.), в Спасском монастыре. Впоследствии супруга его сына перенесла мощи князя в Тверь. Жители Твери встретили гроб своего любимого князя на берегу Волги; и когда поставили гроб перед Архангельским монастырем, сняли крышку, то с великой радостью и изумлением увидели, что святые мощи не были повреждены ни от земли, в которой лежали, ни от дальнего пути. Мощи преп. Афанасия Афонского (преставился в 980 г.) были найдены нетленными под развалинами церковного здания.

Мощи св. священномученика Автонома (мученическая кончина последовала около 313 г.) были найдены нетленными под грудой камней. Один писатель VI века так говорит об этих мощах: "Проникая иногда очами в гроб мученика, я видел св. мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в три дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волосы сего славного мужа; волосы его густы, лицо его бело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты... Во всем теле находятся в целости все составы его, так что ни от головы его ничего не отпало, ни от прочих частей тела ничего не отделилось." В Стихотворном Прологе, писанном в XII веке, говорится о неповрежденном состоянии костей тела этого мученика доселе (Полн. месяцесл. Востока, Сергия, т. II, зам. стр. 282-283).

Мощи св. Петра, митрополита Московского (преставился в 1326 г.), находились в земле около 150 лет; в 1471 г. его мощи были переложены в каменный гроб и перенесены в соборный Успенский храм. Вскоре его гроб был истреблен пожаром, а его тело осталось невредимым. "Камень не выдержал силы огня, - говорит очевидец, - а мощи св. угодника в показание чудодейственной силы сохранились невредимыми" (Собр. лет. VI, 196; VIII, 171, 172).

В 1581 г. обретены были нетленными мощи преп. Герасима, основателя Ново-Иерусалимского женского монастыря на о. Кефалонии (преставился в 1579 г.). так как католики сомневались в их нетлении, митрополит Филадельфийский Гавриил Север велел закопать их снова в землю на восемь месяцев. По прошествии этого срока мощи были опять освидетельствованы, найдены нетленными и с честью перенесены в храм. Чудеса от них побудили патриарха Константинопольского лет сорок спустя внести имя Герасима в список святых Православной Церкви (Летопись церковных событий архим. Арсения. Изд. 1880 г., С.-Петербург, стр. 616).

Во Владимирском кафедральном соборе почивают мощи князя Андрея Боголюбского, убитого в 1174 г. от своих присных, и сына его Глеба, мирно скончавшегося незадолго до убиения отца. С тех пор до времен Петра Великого мощи обоих князей лежали в земле, а с его царствования (с 15 окт. 1702 г.) до ныне лежат доступными для благочестивого чествования. Ни время, ни земля, ни атмосферный воздух не коснулись разрушительно святых тел14, и те лица, которые удостаиваются видеть открытыми части святых тел, проникаются глубоким чувством благоговения перед святыми мощами.

(Покойный наместник Троицкой Сергиевской лавры арх. Антоний, живши еще в миру, сомневался в нетлении святых мощей и был вполне убежден в этой истине нетленными мощами св. князя Глеба. По просьбе Андрея Гавриловича (мирское имя о. Антония) открыть ему какие-либо из святых мощей, почивающих в Владимирском соборе, соборный священник после трех земных поклонов перед мощами св. князя Глеба открыл мощи этого князя, лежащие в княжеской одежде; потом поднимал несколько раз руки у угодника Божия и открывал их по локоть. "Руки были в полном нетлении, - говорит сам очевидец Андрей Гаврилович, - все составы, самая кожа были целы, как у недавно умершего, только желтоватого цвета... При виде сих нетленных мощей ужас напал на меня, мороз прошел по коже... Я пламенно благодарил Бога, что Он благоволил так уверить меня в нетлении св. мощей, и просил Господа, чтобы Он не наказал меня за мое прежнее неверие" (см. статью "Случай из жизни архим. Антония "в Душеп. Чт., 1879 г., янв., стр. 89-103).

Во Владимирском соборе почивают мощи великого князя Георгия II (Всеволодовича), убитого татарами в нашествие Батыя (в 1238 г.). Великий князь пал в рядах своих воинов на р. Сити. Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белоозера и желая видеть место несчастной для русских битвы, нашел в куче мертвых воинов обезглавленное тело Георгия. Святитель узнал его по княжескому платью, привез тело в Ростов и похоронил там в храме Богоматери, в каменном гробе. Глава великого князя была отыскана после и приложена к телу. На втором году после кончины Георгия тело его, по распоряжению князя Ярослава, брата Георгия, торжественно перенесено было во Владимир и положено в соборном храме (Собр. Лет. 1, 198-200. Никон. Лет. 3, 2). Тогда увидели невиданное чудо: "Глава святая прильнула к св. телу, так что и следа не было отсечения на его шее; правая рука поднята была как бы у живого, показывая на подвиг (Степ. кн. 1, 137).

В 1645 г., в царствование Михаила Федоровича, при святейшем патриархе Иосифе, обретены были мощи князя Георгия нетленными и из прежнего каменного гроба переложены в серебряную раку, на коей вычеканены между прочим следующие слова: "всем зрящим бысть чудо преславно и удивления достойно, яко святая глава его (Георгия) совокупно прильпе к честному телеси его, якоже ни следа видети отсечения на шее его; но все составы его целы и неразлучны и доныне таково гробе пребывают, от всех людей видимы и удивляемы." Действительно, богомольцы, удостоившиеся видеть открытыми мощи св. князя Георгия, поражаются дивным явлением прильнувшей к телу святой главы (По объяснению очевидцев-богомольцев на шее князя виден едва заметный шов или след отсечения). Поражена была этим чудом, между прочим, и императрица Екатерина II, посетившая однажды Владимирский собор.

Были святые, которые подвизались в горах, в вертепах, в пропастях земных, при болотах, озерах, гнилой воде, среди гадов и насекомых; так, например, преп. Авраамий (преставился в 1077 г). подвизался при водах великого озера ростовского Неро, Леонтий (преставился в 1073 г). и Иаков (преставился в 1391 г). Ростовские, Никита (преставился в 1186 г). и Даниил (преставился в 1540 г). Переяславские, Никита Новгородский (преставился в 1108 г). спасались среди вод мутных, гнилых, наполненных всякими гадами. Мощи их в тех местах и погребены были; однако через долгое время и многие лета они явились прославленными нетлением, и доселе Господь хранит не только вся кости их, но и плоть. Одно из замечательнейших явлений в этом роде представляют нам нетленные мощи св. Спиридона, епископа Тримифунтского, жившего в IV веке и бывшего на 1 Вселенском соборе (преставился около 348 г.). Мощи этого святителя, по причине набегов варваров, из Малой Азии перенесены были в VII веке в Константинополь.

Во время завоевания Константинополя турками (в 1453 г.) некто Георгий-грек, по прозванию Калохерет. взял мощи святителя вместе с мощами блаженной царицы Феодоры (преставилась в 867 г.), вложил их в мешки и в таком виде, как корм для скота, принес сначала в Албанию, потом, ища более безопасного места, на о. Корфу. Мощи святой Феодоры он передал жителям Корфу в общее достояние, и они там до ныне почивают в церкви св. Николая. Мощи же св. Спиридона доселе, как многоценное сокровище, хранятся на о. Корфу у потомков Георгия.

Ученые естествоведы разных стран и вероисповеданий по временам являются на о. Корфу с единственной целью рассмотреть и подвергнуть исследованию нетленные мощи святителя и после тщательного рассмотрения их единогласно решают, что никакими законами и силами природы нельзя изъяснить нетление этих мощей, полторы тысячи лет с лишком пребывающих в неповрежденном виде, и что здесь действует всемогущая сила Божия. "Тело св. Спиридона, - говорит один ученый грек, - и доселе составляет для физиологов предмет справедливого удивления: оно мягко и растяжимо и как бы живо, но вместе и плотно, не разложилось и не подверглось порче; выдающиеся части лица его расширяются и опять принимают свое прежнее положение, когда вынимают и полагают тело в ковчег, где оно стоит прямо для торжественного несения по городу. Ноги его четыре уже века в таком жарком месте, как Корфу, подверженные теплым и сырым испарениям, не потерпели ни малейшей перемены. Все это, как, по-видимому, ни противоречит общим законам физики, несомненно, непререкаемо и основательно дознано" (Летоп. церкв. соб. а. Арсения, стр. 564-565. Месяц. Востока, а. Сергия, т. II, зам. стр. 384-385).

Много можно было бы привести подобных исторических сказаний, но и приведенных, нам кажется, достаточно для убеждения, что нетление святых мощей не зависит ни от грунта, ни от климата, ни от действия каких-либо вообще физических сил, но есть чисто дело Божие.

Опыт нетления обычных людей не уменьшает чудесности нетления святых. Большой Московский собор 1667 г. постановил строго отличать нетленные тела не святых от нетленных тел святых:

"Нетленных телес, - говорит собор, - обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достоверного свидетельства и соборного повеления во святых почитати, зане обретаются телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлученна и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще умроша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрешимы бывают. А кого во святых хощете почитати, о таковых обретающихся телесах достоит всячески испытати и свидетельствовати достоверными свидетельствы пред великим и совершенным собором архиерейским" (Книга соборных деяний 1667 г. Изд. Братство св. Петра митрополита, Москва, 1881 г., гл. 1, стр. 8).

Чудодейственность святых мощей

Есть свойство, явно отличающее тело святых от тел обыкновенных смертных; это свойство - чудодейственность. В Церкви Христианской нетление тел святых почти всегда соединялось и соединяется со множеством других необычайных чудесных явлений. Эти чудесные явления и особенно чудодейственные исцеления иногда так бывают поразительны, что свидетели их из неверующих - обращались ко Христу и делались истинными христианами. И описания многих этих исцелений отличаются такой точностью, обстоятельностью и основательностью, что никакая придирчивая и требовательная критика не может подорвать достоверность их. И в нашей Русской Церкви нетление святых также соединяется с чудесами. Самое открытие мощей какого-либо святого предваряется и сопровождается чудесами. И это обыкновенно бывает так: совершаются над разными лицами, при молитвенном призывании известного святого, чудеса, доказывающие его святость и близость к Богу. Чудеса эти записываются; свидетели и очевидцы удостоверяют верность их, нередко под присягой. Вследствие чудес возбуждается и распространяется чествование и благоговение к чудотворцу.

Но никто не осмеливается ударить заступом в могилу чудотворца, чтобы откопать его останки; ибо всякий благоговейно чтит останки умерших братий. Могила священна в глазах христианина. И кто может быть уверен, что останки человека Божия, пролежавшие в земле десятки и сотни лет, не предались тлению! Тем решительнее должны быть доказательства, что тело чудотворца нетленно. И вот когда благоугодно бывает Господу явить людям нетленное тело Своего верного раба, творятся кроме многоразличных чудесных исцелений другие дивные знамения, указывающие на лежащее в известном месте нетленное тело угодника Божия: иногда, например, сам угодник Божий является разным лицам во сне или даже наяву и возвещает волю Божию об открытии своего нетленного тела; иногда об этом возвещается через распространение благоухания над его могилой. Когда, таким образом, на основании этих признаков верующие вполне удостоверятся в прославлении святого нетлением мощей его и в воле Божией на открытие их, тогда уже приступают к открытию мощей, которое бывает торжественно, в присутствии множества народа.

В подтверждение сказанного сообщим историю открытия мощей св. Тихона, епископа Воронежского, скончавшегося в 1783 году. "Память о нем, как объявлял св. Синод июня 20, 1861 г., со дня преставления его благоговейно чтима была в православном русском народе. К почитанию святителя влекли верующих.

В 1842 году во время разборки ветхого каменного храма и алтаря, под которым в склепе был погребен святитель, тело его найдено нетленным. Об этом тогда же покойный архиепископ Воронежский Антоний доносил св. Синоду, доводя вместе с тем до его сведения о многих чудесных исцелениях, совершавшихся над разными лицами при молитвенном призывании святителя Тихона. Было установлено, что "тело святителя Тихона благодатию Божиею сохранилось нетленным, и архиерейское облачение, в коем погребен был святитель, также осталось в целости, несмотря на сырость могилы." Преосвященные Исидор и Иосиф получили показания разных лиц, которые под присягой засвидетельствовали, что из них одни на себе, а другие на своих сродниках испытали чудесные исцеления по молитвам святителя. Таких событий, обнимающих собою течение времени с 1820 г. до января 1861 года, обследовано ими 48, из числа коих 19 были в свое время внесены в особо веденные в Задонском монастыре книги (Чудеса 820-1861 годов описаны во II ч. Жития св. Тихона. СПб. 1862 года). Св. Синод, рассмотрев во всех подробностях и со всевозможным тщанием все вышеизложенные обстоятельства, положил совершить торжественное открытие святых мощей святителя Тихона 13 августа 1861 года. И оно совершено в это число и ознаменовалось множеством чудесных исцелений.

Из сказанного о св. Тихоне видно, с какой чрезвычайной осторожностью совершилась канонизация его и какое важное значение имели при этом чудеса, совершавшиеся в разное время молитвами святителя. Отсюда же видно, что самые чудеса обследовались беспристрастно и с полным вниманием. Не верить этим сказаниям о чудесах, из таких верных источников заимствованным, или самые чудеса, строго обследованные, считать делом естественным - значит не верить вообще в чудеса; скажем более - значит потерять здравый смысл.

Та же осторожность Церкви в деле канонизации видна из того, что она до сего времени не причисляет к лику святых некоторых усопших благочестивых мужей, тела которых сияют нетлением.

Так в городе Лубнах (Полтавской губернии) покоятся нетленные мощи святого Афанасия, Цареградского патриарха. Мощи почивают в сидячем положении на святительской кафедре, поставленной во гробе, имеющей вид ковчега с растворчатыми окнами, через которые прикладываются к нетленным мощам сидящего святителя. (Митрополит Газский Паисий Лигарид на пути в Москву посетил Лубенский монастырь (в 1662 г). и, поведав игумену Виктору некое свое видение о мощах святителя, желал поклониться праху его. При открытии склепа оказалось, что не только тело его, но и архиерейские одежды не повредились (Летоп. церк. соб. а. Арсения, стр. 664).

Нетленное тело епископа Белгородского Иоасафа Горленко открыто почивает в Троицком Белгородском монастыре (Курской губернии). При гробе его совершается немало чудес, почему везде в Малороссии чтится он, как прославленный угодник Божий, очень милостивый к болящему и скорбящему человечеству; однако он до сего времени еще не признан Церковью в лике святых (См. Душеп. Чт., 1886 г., сент., стр. 90-91. Обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского состоялось в 1911 г. Ныне он причислен Православной Церковью к лику святых). В Киево-Печерской лавре лежит нетленное тело митрополита Тобольского Павла Конюскевича (представился в 1770 г.).

Нужно заметить, что канонизация святых в России и в глубокой древности происходила с благоразумной осторожностью. Чрезвычайные заслуги перед Церковью (например, равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги), мученичество за веру (Феодора варяга и сына его Иоанна), нетление мощей, соединенное с разительными чудесами, с особенным вниманием и иногда неоднократно свидетельствованное, обыкновенно были условиями для внесения в богослужебные книги и всеобщего чествования с ликом святых. С XI до половины XVI века, то есть до соборов 1547 и 1549 годов признание святости известного лица производилось сонмом архипастырей, митрополитами Русской Церкви, иногда по согласовании с Константинопольским патриархом; по меньшей мере оно производилось сначала местным епископом с благословения митрополита для местной Церкви, а потом принималось со временем и всей Церковью по воле архипастырей ее. Как в этот период времени (то есть до означенных соборов), так и после - на соборах 1547 и 1549 годов и до настоящего времени при решении вопроса о признании святости известного лица ставился на вид главным образом вопрос: совершало ли канонизируемое лицо силою Божиею чудеса и какие именно?

Не все чудеса от святых мощей совершаются для исцеления телесных недугов и болезней. Совершались и совершаются чудеса с целью вразумления маловерующих и вольномыслящих. Много было случаев, когда вольнодумцы, желая поглумиться так или иначе над святыми мощами, испытывали на себе явную кару Божию за это, и после того делались истинно верующими. Из множества примеров, описанных в свое время очевидцами или самими лицами, испытавшими на себе дивное вразумление, приведем три примера. Полковник N, проживавший в Воронеже, разговаривая с товарищами по службе о мощах святит. Митрофана, сказал между прочим: "Воля ваша, друзья мои, а я никак не поверю, чтобы в этой раке более ста лет лежало тело нетленное. Это все обман корыстолюбцев. Пойдемте со мною к этой раке, я опущу туда руку и скажу вам по осязанию, из чего состоит обожаемое вами тело. Пошли в церковь. Дерзкий полковник с фальшивой набожностью подошел к мощам угодника Божия и протянул руку в гроб.

И что же случилось? Внезапно рука неверующего какой-то неведомой силой была отброшена назад так сильно, что он сам тотчас же отскочил от гроба. Бледный и полумертвый, он выведен был своими товарищами офицерами из храма, После этого случая как сам полковник, так и товарищи его - свидетели этого дивного дела Божия - никогда не смели издеваться над святыми мощами угодников Божиих, но всегда с благоговением о них говорили и с благоговейным трепетом к ним прикладывались.

Другой офицер рассказывает о себе следующее: "Было время, когда я увлекался потоком неверия и вольнодумства, как и некоторые другие мои товарищи. Но милосердный Господь вразумил и обратил меня на путь истины. Никогда не забуду этой неизреченной Его милости ко мне. По окончании курса в первом петербургском кадетском корпусе я отправился в Киев, где квартировал наш полк. Один из многих сослуживцев однажды сказал мне: "Пойдем смотреть здешние куклы." Я согласился, и мы тотчас пошли в киевские пещеры, взяв с собою и других товарищей; всех нас было шестеро. Пещерный монах дал каждому из нас по зеленой восковой свече и пошел впереди всех в пещеры, а мы все направились за ним. Я шел позади всех. В пещерах при каждом гробе монах произносил громко: "Преподобие отче (имя рек), моли Бога о нас." Таким образом подошел он и к гробу преп. Онуфрия и сказал: "Преподобие Онуфрие, моли Бога о нас." В это время один из моих товарищей, шедший впереди меня, обратился ко мне и сказал: "Потяни-ка, брат, этого Онуфрия." Я посмотрел вперед на монаха - вижу, что он далеко впереди, а позади меня никого нет, - схватил, как мне казалось, за грудь преподобного, чтобы выбросить его из гроба.

И что же случилось? Я вдруг лишился сознания, остолбенел и обезумел; свеча выпала из моих рук. Товарищи мои ушли вперед. Несколько опомнившись, я сотворил на себе крестное знамение и бросился бежать из пещеры. Товарищи догадались, что со мною случилось что-то недоброе, и поспешили выйти из пещер почти вслед за мною. А я опрометью бежал от них на квартиру. Боюсь и оглянуться назад, как будто кто гонит меня от лавры. Месяц целый после того пролежал я в постели. Потом поговел и причастился Святых Тайн, и вот с тех-то пор, благодарение Господу, боюсь и подумать о безверии и кощунстве. Так-то Сам Господь учит нас в школе жизни, коль скоро не научились мы святой вере в школе науки!" Нечто подобное случилось в той же лавре в 1852 году. Летом этого года проживал в Киеве мещанин Могилевской губернии Б. Т., сорока лет, принадлежавший к поповщинской секте. Отправился он в пещеры поклониться "древним" святым угодникам Божиим.

Но и здесь не оставило его впитанное с детства сомнение в святынях Православной Церкви. Именно в пещере преп. Антония у него возникла мысль: мощи, которым поклоняются здесь, не чучела ли это, подделанные "никоновцами"? С этой мыслью он отстал от прочих поклонников и, когда они уже скрылись из виду, схватил дерзкой рукой святое тело одного угодника Божия за живот. Но с ужасом тотчас почувствовал такую сильную боль в своем желудке, что поспешил выйти из пещеры. С жестокой болью он едва смог дойти от Печерска до нового строения за четыре часа (От Печерска до нового строения около двух верст).

Истечение благоуханного мира

К чудесам следует отнести истечение мира от святых мощей. Это дивное явление, которым Богу благоугодно было прославить некоторых Своих верных рабов, наши ученые объясняют по-своему: одни из них говорят, что монахи приготовляют особый жидкий состав, похожий на миро, и подливают его к мощам; другие объясняют это явление особенным свойством воздуха, окружающего мощи, и т. д. О киевских, например, Мироточивых главах некоторые говорят, что главы эти "не тверды, ноздреваты, а потому они постоянно поглощают в себя тучные пары, находящиеся в изобилии в пещерах и выходящие из тел, которые лежат в пещерах. Эти пары, сгущаясь и осаживаясь на главах, стекают с них в нарочито поставленный сосуд или блюдо. Эта-то сгустившаяся жидкость представляет собою вид масла, которое выдают за миро."

Мы не станем входить в рассуждение о том, как неосновательны и даже смешны подобные извороты и попытки неверующих пояснять дело Божие без Бога (Эти умствования ученых основательно опровергнуты в книге "Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих, в киевских пещерах нетленно почивающих" Феофана Прокоповича, бывшего архиепископа Нова-града и Великих Лук. Издание 4-е, Киев, 1852 г). В опровержение подобных умствований представим лишь несколько случаев истечения мира от святых мощей - случаев, ясно доказывающих, что истечение мира от святых мощей нельзя изъяснить ни "проделками монахов," ни свойством воздуха, а только непостижимым действием всемогущества и премудрости Божией.

В 1200 г. скончался преп. Симеон, до иночества Стефан Неемани, владетель Сербии. Спустя год после кончины, в самый день поминовения, мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. В изумлении и страхе все молящиеся в храме воскликнули: "Господи помилуй!" Потом все мазались миром. Страдавшие болезнями и одержимые духами получали исцеление, будучи помазаны миром. Перенесенное из Хиландарского афонского монастыря в Студенецкий монастырь (в Сербии), святое тело Симеона также источало живительное миро. Потому Симеон не иначе называется в памятниках древности, как "св. Симеон Неемани, новый мироточец сербский" ("Святые южных славян" Филарета архиепископа Черниг. 1863 г., отдел. 1, под 13 февраля). Даже оставленный в Хиландаре мраморный гроб святого известен поныне совершаемыми исцелениями (См. Письма с Востока, 1, 227. Письма святогорца, 2, 229).

Мощи св. великомученика Димитрия Солунского (мученическая кончина его последовала около 306 г.) по временам в обилии источали многоцелебное миро (Месяц. Востока а. Сергия, т. II, зам. стр. 340-341), и в настоящее время, по словам паломников, одна из внутренних колонн великолепного храма великомученика, где турками устроена мечеть, источает из себя по временам маслянистую влагу в виде как бы пота в знамение продолжающегося чуда мироточения от лежащих близ колонн под спудом святых мощей страстотерпца (См. "Заметки паломника" в Воскресном Чтении, год 23, стр. 316-318). Сами турки, в руках которых находится этот храм, не скрывают своего удивления при виде этого чуда и, по примеру православных поклонников, ставят перед гробницей великомученика зажженные свечи (Там же).

Мощи св. Гурия, архиепископа Казанского (преставился в 1563 г.), найдены были нетленными по прошествии тридцати двух лет со дня его кончины и оказались, по словам очевидца, в следующем виде: "Вся рака св. Гурия наполнена была благоуханным миром, и мощи в нем плавали; святое тело было неизменно, только верхней губы несколько коснулось тление. Сам я недостойный грешною моею рукою коснулся святого тела и чувствовал, как оно плавало; осязал и погребальные ризы, и оне были крепки; прикасался мантии и сильно тянул ее, но она была крепче новой" (См. "Житие святителей Гурия и Варсонофия" митрополита Григория, Спб., 1853 г). Мощи св. Николая чудотворца в настоящее время находятся в апулийском городе Бари (в южной части Италии), в храме его имени под престолом. Мраморная толстая рака и такая же крышка скрывают от очей поклонников эти священные останки, плавающие в мире. Через небольшое отверстие, сделанное в крышке, опускается в раку на тонком шнуре губка, которая напитывается цельбоносным миром."

Истечение мира бывает и от твердых частей святых мощей. В дальних пещерах Киева (в пещерах преп. Феодосия) лежит на белом каменном блюде глава неизвестного святого, выделяющая маслянистую благоуханную влагу, похожую на миро. Миро это никогда не оскудевает на блюде, где лежит глава; так что, сколько ни бывает ежедневно богомольцев, помазуемых миром из этого блюда, всегда есть на нем влага в потребном количестве для их помазания. При виде такого явления некоторые из маловерных думают, что глава эта нарочито обливается деревянным маслом или какой-либо составленной жидкостью, похожей на миро, которая затем выдается за источаемое главою миро. Как бы в обличение этой ложной мысли и для удостоверения, что эта глава действительно мироточивая, был в 50-х годах XIX столетия замечательный случай, записанный в летописи важнейших событий Киево-Печерской лавры.

Раз один новичок из братии, приставленный возжигать лампады в дальних пещерах, заметил вечером, что в каменном блюде под мироточивой главой мало мира. Усомнился инок, хватит ли мира для следующего дня для помазания богомольцев и, недолго думая, подлил деревянного масла в блюдо. На другой день утром, вошедши в пещеры, он увидел, что мироточивая глава вся покрылась зеленой плесенью. В страшном испуге побежал он к блюстителю пещер и сообщил ему виденное. Тот понял, что, вероятно, тут случилось что-либо недоброе и оскорбительное для святыни и, расспросив послушника, узнал о подлитии им деревянного масла в блюдо святой главы. Немедленно глава была омыта теплой водой и насухо вытерта чистым полотенцем; омыто было и вытерто начисто и блюдо. Поставленная на него глава в самое короткое время опять источила чистое миро, которого оказалось вполне достаточно для помазания богомольцев. Свидетелями этого чуда были и монахи, и миряне-богомольцы.

В тех же дальних пещерах (в церкви Рождества Христова) находятся еще тридцать мироточивых глав неизвестных по имени святых. Вот что рассказывает о них одно уважаемое светское лицо: "В той части пещер, которая доступна для всех богомольцев, мироточивые главы лежат на блюдах, прикрытые особого устройства колпаками; из глав сочится на эти блюда по каплям миро, что-то вроде бесцветного и безвкусного масла, на вид жиже обыкновенного деревянного, нежно-приятного запаха. Однажды при мне был такой случай: мой знакомый, доктор Савенко, не верил, чтобы из главы могло истекать миро и притом беспрерывно; он думал, что это - проделка монахов. Поэтому, как только ему случилось быть в Киеве, он не преминул сделать относительно этого опыт, разумеется, с разрешения монастырских властей. Опыт состоял в том, что Савенко взял одну из мироточивых глав, вытер ее насухо сукном внутри и снаружи, точно так же вытер и сосуд, обвязал все это протечною бумагою и запечатал. Дверь комнаты, где была оставлена глава, тоже запечатали. На другой день Савенко пришел, сам распечатал главу, и в сосуде оказалось миро" (Рассказ профессора О. Т. Солнцева в "Русской Старине," 1876 г., июнь).

К этим рассказам о миротечении добавим следующий случай, бывший на Афоне. В 1837 г. скончался на Афоне схимонах Никодим. Через три года - в 1840 г. 7 ноября настало время открытия его могилы. Вынули и обмыли его кости; они оказались желты и благоуханны. Сложили их в корзину и по обычаю внесли в церковь на всенощное бдение. Во время бдения благоухание от костей почившего так усилилось, что заглушило собою церковный фимиам, и в самом алтаре ощущалось оно священнослужителями. Тогда о. Иоанникий, духовник Русской Пантелеймоновой обители (преставился 14 ноября 1885 г.), с зажженной свечой подошел к костям покойника, лежавшим среди церкви в корзине, и увидел, что из ушных отверстий черепа текли две струи благоуханного мира, от которого на всю церковь разносилось благоухание. Тогда духовник воскликнул: "Приидите, отцы и братия, посмотрите сию дивную вещь и прославьте Господа, творящего чудеса.

Вот, отцы святые, из сухой кости истекло миро, и притом не из другого места, а из ушей; и это потому, что уши сии не имели сытости в слушании слова Божия и всякого душеспасительного писания. В Бозе почивший о. Никодим так любил слушать Св. Писание, что день и ночь готов был его слушать без утомления. Это хорошо мне известно" (Душепол. Чт., 1886 г., март, стр. 288).

Итак, мы видели, что нетление святых мощей соединялось и соединяется почти всегда с разными другими чудесными знамениями, а именно: при мощах святых врачуются разные телесные недуги, вразумляются неверующие и маловерные; некоторые святые мощи источают многоцелебное миро; даже твердые части святых мощей источают миро; о телах не святых мы, конечно, не можем этого сказать. Не напрасно святые отцы Церкви и разные церковные писатели, когда говорят о святых мощах, то указывают на них, как на источники исцелений.

"Душа после 40 дней покидает Землю навсегда и теряет связь с телом, эксгумацию тел проводят намного позже... Абсолютно нетленным тело на протяжении веков может быть только при освящении его Богом-Вседержителем, все абсолютно нетленные тела в мире Христинские, а значит угодные Богу люди - Христиане, а Христианство - Истинная религия от Бога, Иисус Христос - воплощенный, сущий над всеми Всемогущий Бог!

"Христос по плоти, сущий над всеми Бог." (Рим. 9:5)

http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad10.htm - КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ О ПОСМЕРТНОЙ СУДЬБЕ ДУШИ

Источник: http://vera.mipt.ru
Категория: Православные святыни | Добавил: angel62 (09.06.2012) | Автор: Наталья
Просмотров: 2064 | Теги: церковь, паломник, Патриарт Всея Руси, Патриарх Кирилл | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Полезное







Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0